0

В связи с копкой картошки вспомнилось что-то…

Был, наверное, класс 6 или 7. Надоело мне то рабство, которое творилось в школе и, однажды, я решил, что хватит ходить копаться в грязи. Тем более, что я в школьную столовую не ходил и справедливо считал, что картошку копать и вкалывать на школьных плантациях должны только те, кто ест в столовке и тем более те, кто живет в шараге (интернате) — приезжие ученики из соседних деревень.

В-общем, собрался я на картошку, иду, как и все, смотрю, идет двоюродный брат. Говорю, давай отойдем в кусты. Холодно, сентябрь, утро. Все идут еще сонные, сапогами хлюпая по грязи. Никто не заметил, что мы отошли в сторону, где присели в больших лопухах. Когда все ученики прошли, мы вышли и пошли обратно, в деревню. Залезли на крышу в стайке, достали еду (банку сгущенки, хлеб, еще что-то и чай в термосе), съели её, потом разошлись по домам.

Особого наказания со стороны учителей не было, я думаю теперь, что они и сами понимали, что не имели никакого нормального права заставлять нас вкалывать на плантациях.

Еще была такая традиция — отработка в школе. Летняя практика. В основном она заключалась в работах на огороде, поливе цветов, уборке мусора и мелком ремонте. Я терпеть не мог эту трудовую повинность. Вряд ли она способствовала привитию трудовых способностей нам, детям, так как слабо объяснялось нам, зачем это было нужно.

Самый лучший труд был в семье. Когда понимаешь, что делаешь для себя, для своей семьи. Конечно, не обходилось без лени и неудовольствия. Но до сих пор я считаю, что крепкая семья — залог крепкого государства.

С детства приручала нас школа к жополизству лизоблюдству. Как это выражалось?

В школах утром вдруг объявлялось, что скоро приедет начальство из РОНО, поэтому дети быстро мобилизовались: выдавались тряпки и ведра и вся школа натирала стены, окна, перила и полы…

Много разных мнений может быть на счет работы в школе. Прививает ли это трудолюбие или, напротив, перебивает охоту что-то делать… Наверное, это зависит от подхода. Когда заставляют делать и не объясняют грамотно, для чего это нужно — ничего хорошего из этого не выйдет.

Это из отрицательного рассуждения о школе. О положительном напишу потом. Все-таки школа — больше плюс, чем минус.


Ваш отзыв