0

Взято из книги: Е. А. Алексеенко. Кеты: Историко-этнографические очерки. Л.: Наука, 1967. C. 163-166. Сноски вставлены по ходу следования в скобках. Слова на кетском языке удалены.

Вопрос о женитьбе сына или замужестве дочери обсуждали коллективно все старшие родственники семьи, но решающее право оставалось за отцом жениха (невесты), старшими братьями отца. Мать (вдова) иногда самостоятельно решала судьбу сына (дочери) без согласия братьев отца, что вызывало осуждение. Желание молодых учитывалось в последнюю очередь. (Предания сохранили воспоминания о побегах и самоубийствах любящих в знак протеста родительской воле.)

Главным условием при выборе невесты было соблюдение экзогамных норм. Нарушение экзогамии строго осуждалось. (Семью, куда входила невесткой женщина, принадлежавшая к тому же роду, что и эта семья, называли «западной стороны люди»; запад в религиозных представлениях кетов — сторона злых сил, смерти.) Брачный возраст для жениха 16-18 лет, для невесты 15-16 лет, но известны факты, когда сватали малолетних. С 10-12 лет девочка в таком случае жила в семье своего будущего мужа. (Обычно это случалось, если в семье жениха не хватало трудоспособных женщин.)

С середины ХVIII в. кеты оформляли браки церковными обрядами и записями в метрических книгах. Чаще всего священник узнавал о свершившихся браках, рождении детей во время выхода кетов на ярмарку и проводил соответствующее оформление. Венчание и крещение навороженных непосредственно в церкви были очень редки.

Заключение браков обычно сопровождалось традиционными обрядовыми действиями. (Свадебным обычаем у кетов посвящена специальная работа Б. О. Долгих (1952а), написанная на основе полевых материалов, собранных им у подкаменнотунгусской группы, а также в результате личного присутствия на кетской свадьбе в 1926 г. Краткие сведения по этому вопросу имеются у А. Степанова (1835, стр. 141-142), П. Третьякова (1869, стр. 389-390), К. Доннер (Donner, 1933, стр. 71) . В настоящей части работы использованы преимущественно материалы Б. О. Долгих.) В них выделяются два основных этапа: сватовство и собственно свадьба.

Семья жениха к моменту сватовства подкочевывала к месту жительства семьи невесты. (Сватовство часто проводилось во время ярмарок, куда съезжались семьи из разных мест.)

Особенность кетского свадебного обряда — сватовство с медным котлом. У котла снимали дужку, а вместо нее закрепляли сплетенную из разноцветных лоскутков вepeвку (косу). Старшие женщины из семьи жениха (жены его старших братьев — бепь) относили котел с положенными в него подарками (платье, платок, шкурки белок) в жилище невесты и, поставив у входа, уходили. Если родители невесты были против свадьбы, то, не вынимая подарков, котел переворачивали вверх дном. (По другим данным, котел мог принести сам жених. Невесте он должен был бросить платок; если она его не возвращала, предложение считалось принятым.) Если котел не переворачивали (что служило знаком согласия), то на другой день (или спустя несколько дней) в семью невесты шел старший мужчина из семьи жениха (его отец, старшие братья отца). (Посланцами могли быть и старшие женщины (Долгих, 19 52а, стр. 26).) Они обращались к собравшимся родственникам отца невесты с просьбой отдать в жены девушку. Обязательным в этой церемонии был отказ родственников невесты, уход и повторное (до трех раз) возвращение сватов. Мужчины из семьи невесты и сваты состязались в красноречии, мнимых уговорах и т. д. Получив наконец согласие, отец жениха и его старшие братья договаривались между собой о размере выкупа за невесту. (Выкуп состоял из беличьих шкур (от 150 до 750, по М. Ф. Кривошапкину; 300-500, по Б. О . Долгих). Северные оленные кеты давали несколько десятков беличьих шкур и 3-4 оленя (из общесемейного стада). Беличьи шкурки иногда заменялись другой пушниной (горностай, лисица, песец и т. д.). Выкуп в качестве формы заключения брака сложился как своеобразная компенсация за женщину — трудовую силу. Об этом свидетельствуют и случаи раннего поселения в семье мужа.) Сватовство могло происходить за 2-3 года до свадьбы и уплаты выкупа. В течение этого времени родственники жениха коллективно собирали все необходимое. Чаще же о нем договаривались еще до сватовства.

Выкуп (пушнину) относили в том же котле старшие родственницы жениха. (Сначала в котел клали не более 50 белок, родственники невесты, не соглашаясь, отсылали его назад; число шкурок увеличивали и доводили до необходимого количества.) Отец невесты должен был разделить полученное между своими родственниками, но большую часть оставлял себе. Половину своей части он затем отдавал дочери, и та включала ее в свое личное имущество.

После уплаты выкупа назначался день свадьбы. Характерным моментом кетской свадьбы являлось мытье головы невесте и жениху. (у Б. О. Долгих — только невесте (1952 а, стр. 29).) Девушке расчесывали волосы, заплетали по-женски в две косы и вплетали в них женское затылочное украшение. Одевали новый котлам. (По данным елогуйских кетов, затылочное украшение и котлам для невесты шили женщины из семьи жениха. Орнамент на украшении определял принадлежность к той или иной семье.) Все это делали старшие родственницы жениха.

Невеста должна была изображать сопротивление, вырываться из рук женщин и т. д. Голову невесты покрывали платком (чтобы было закрыто все лицо) и вели (тоже как бы против ее воли) на берег, где на выбранном открытом месте уже находился жених. Их сажали рядом (невеста слева) на новую берестяную подстилку, лицом на восточную сторону. (Согласно К. Доннеру (Donner, 1933, стр. 71), действие происходило в жилище невесты. Молодых накрывали сверху большим платком, который потом засовывали за передний шест чума. Аналогичные сведения сообщали пакулинские кеты. Возможно, здесь сказывается влияние селькупского свадебного обряда.) Все жители данной территориальной группы (на свадьбе, на которой присутствовал Б. О. Долгих, собралось до 100 человек) рассаживались вокруг молодых двумя полукругами. Один полукруг объединял кровных родственников жениха и всех других людей, относящихся к тому же экзогамному подразделению, что и жених. Другой полукруг составляли родственники невесты и все лица, относящиеся к ее экзогамному подразделению. Брак освещал шаман (с помощником) или колдун. Шаман был без специального одеяния, из атрибутов имел только колотушку. Он соединял руки молодым и связывал концы кос, (Волосы имеют особое значение в свадебных обычаях кетов В сказках девушка узнает о женихе по его волосам, попавшим к ней (она их сравнивает, «примеряет», со своими). Жених должен выкупить волосы невесты (см. ниже) и т. д.) а затем трижды обходил круг по движению солнца, периодически подбрасывая колотушку (гадая о судьбе молодых) около ближайших родственников и их самих (Долгих, 1952а, стр. 29).

По окончании обряда молодых разводили: невесту в жилище жениха, жениха в жилище родителей невесты. Жених должен был отдать несколько белок сестре невесты (этим, по объяснению кетов, он как бы выкупал волосы своей жены), несколько шкурок он оставлял на том месте, где спала его невеста (выкупал ее место). (У Б. О. Долгих: «В память того, что он ее с этого места взял» (1952а, стр. 30).)

Во время праздничного пиршества невеста оставалась с родными жениха, а жених — с родственниками невесты. После угощения, в котором принимали участие все присутствовавшие на свадьбе, начинались общие танцы (хоровод) с пением, состязания сородичей жениха и невесты в стрельбе из лука, перетягивании на палке и т. д. (Кривошапкин, 1865; Третьяков, 1869).

Молодая по окончании пира возвращалась к своим родителям и жила там еще три дня. В эти дни молодые избегали друг друга. После окончания срока за женой приходили старшие родственники мужа (его отец или он сам) и уводили ее окончательно вместе с личным имуществом (посуда, одежда и т. д.) и выделенной частью коллективного имущества семьи. Жена возвращала в семью мужа и часть выплаченного им выкупа. (Полный комплекс свадебной церемонии соблюдался не всегда. Обязательными его компонентами были сватовство с котлом, расчесывание (мытье) головы и имитация насильственного увода невесты (иногда это осуществлял сам жених).)

Если молодая оказывалась недевственной, отец ее должен был возвратить третью часть полученного за нее выкупа. (Добрачные отношения у кетов строго осуждались. Девушку с ребенком (даже при нехватке женщин) обычно замуж не брали. Вдов сватали. Считалось, что можно иметь не более двух жен. Если обе жены умирали и мужчина женился в третий раз, его жену называли «западной стороны старуха»).) Свадьба у кетов, отражавшая собой утверждение моногамного и патрилокального брака, была проста по обрядовому оформлению. В свадебных обычаях проявляются черты древнего родового общества, и прежде всего его дуальная организация (деление всех присутствующих на свадьбе на два экзогамных подразделения). Коллективизм (коллективное обсуждение всех вопросов, взаимопомощь родственников жениха при сборе выкупа за невесту и коллективное распределение его между родственниками невесты и т. д.), патриархальное начало (роль старших родственников по отцовской линии) также нашли свое яркое проявление в этих обрядах.

Б. О. Долгих отмечал сходство некоторых деталей свадебного комплекса у кетов и тюркоязычных племен (койбалов, бельтиров, кызыльцев), принявших участие в этногенезе хакасов: мытье головы невесте женой старшего брата жениха, обращение лицом к солнцу и т. д. Прослеживаются они и в тувинском обряде (Потапов, 1966, стр. 30): усаживание молодых на подстилку из войлока (жених справа, невеста слева) для переплетения кос девушки, связывание их пальцев (у кетов — волос). К этому, возможно, следует добавить, что мнимое сопротивление невесты у кетов является пережиточной формой умыкания, характерного для южносибирских народов. (Возможно, впрочем, что этот обычай имеет совсем иные генетические корни и связан с утверждением патрилокального брака на смену матрилокальному (Косвен, 1953, стр. 120).)

Сходство в обряде сватовства с котлом и некоторых деталях самого заключения брака у кетов и северных селькупов (Donner, 1933, стр. 71) объясняется, по-видимому, кетским влиянием, так как у нарымских селькупов таких обрядов не было (Плотников, 1901, стр. 75-77).


Ваш отзыв